История Церкви

Господь наш Иисус Христос завещал Своим ученикам перед Вознесением не отлучаться из Иерусалима до того времени, когда они будут «облечены силою свыше» для проповедания Слова Божия (Лк. 24, 49). В пятидесятый день после Воскресения все были «единодушно вместе»: двенадцать…Подробнее

Святые апостолы не возглавляли постоянно отдельных общин, а были проповедниками Евангелия по всей вселенной и живыми свидетелями Воскресения. Они поставили во главе общин ответственных руководителей епископов, как для председательствования на собраниях, во время которых…Подробнее

В третьем веке в жизни Церкви произошли значительные перемены. Чаще стали собираться Поместные Соборы. Из них некоторые, как, например, Антиохийский, против Павла Самосатского, включали представителей многих Церквей, а не одной области. С другой стороны, в третьем веке…Подробнее

В самом конце III в. произошло два события, которые имели большое значение в жизни Церкви. Император Диоклетиан разделил Империю на две части и кроме двух императоров учредил две должности цезарей, ближайших помощников августов. Этим было положено начало отделению…Подробнее

Арианство. Основным догматом христианства является учение о Святой Троице, как оно раскрыто Самим Спасителем в Евангелии. В отношении Первой Ипостаси Святой Троицы, Бога Отца, Творца и Промыслителя, не возникало лжеучений, кроме неправильного толкования вопроса…Подробнее

После смерти императора Юлиана, арианство вновь пыталось завоевать господствующее положение, но в его среде появились разногласия, и оно уже не имело той силы, как при императоре Констанции. На Западе, благодаря трудам епископа Илария, православие было восстановлено по всей…Подробнее

В 378 г. император Валент приказал выпустить на свободу всех арестованных православных епископов, но сам погиб в войне с готами. Ему наследовал на Западе Грациан, а на Востоке – Феодосий Великий (379 – 395), которые были православными. Первые два года они были отвлечены…Подробнее

Император Феодосий был миролюбив и мягок характером, но строго разделял «кесарево и Божие». Уважая духовенство, он требовал и к себе уважения. Вскоре после воцарения у него возникли столкновения с епископом столичного города Западной империи, Амвросием Медиоланским (Миланским).

Святитель…Подробнее

После смерти архиепископа Феофила Александрийского ему в преемники был избран его племянник Кирилл, человек широко образованный и большой святости жизни. Он провел несколько лет в пустыне, потом был дьяконом и ближайшим помощником архиепископа Феофила, а в 412 г. был избран…Подробнее

Не успели улечься страсти, вызванные учением Нестория, как в Константинополе возникла новая церковная смута. Глава одного из местных монастырей, игумен Евтихий, почитатель святителя Кирилла и александрийской школы, начал учить о том, что божественная природа во Христе поглотила…Подробнее

В 527 году императорский трон наследовал Юстиниан, получивший блестящее не только светское, но и богословское образование. В период долгого царствования (527 – 565), император Юстиниан показал себя замечательным администратором, законодателем и строителем, входившим во…Подробнее

В VII веке возникло новое богословское учение, стремившееся примирить монофизитов и православных. Патриарх Александрийский Кир (630 – 640) стал учить, что у Христа была одна божественная воля при двух природах. Его учение было принято папой Гонорием и Константинопольским…Подробнее

В начале восьмого века среди христиан, живших в странах, подчиненных арабам, где преследовалось всякое изображение божества, возникло движение иконоборцев, которое не признавало употребления икон в храмах и частных домах. Иконоборчество в течение целого века потрясало Церковь…Подробнее

В IX веке в Византии существовало два церковных течения. Представители одного течения, «непримиримые» враждебно относились к Западной Церкви и вообще к отношениям с другими народами. Это течение возглавлялось сыном императора Игнатием, избранным в 846 году в патриархи.…Подробнее

Хотя события 1054 г. возникли на церковной почве, но они имели непосредственным поводом политическое положение на Западе. Нашествие норманнов угрожало одновременно и римским владениям, и Южной Италии, входившей в Восточную Империю. В Византии в это время боролись две непримиримые…Подробнее

В середине XI века последовал полный разрыв между Восточной и Западной Церквами. Вместо прежних мирных отношений установились неприязненные. Тем не менее, предпринимались попытки к соединению Церквей – на то были особые причины. Но в переговорах не хватало искренности.…Подробнее

К концу XV в. состояние Западной Церкви было очень печальным. Некоторые папы, например, Александр VI (Борджия), вели шумную светскую жизнь, далекую от христианского идеала. Епископы были в своем большинстве богатыми землевладельцами, не занимавшимися жизнью своих епархий,…Подробнее

Движение, вызванное Лютером, Кальвином и Цвингли, получило общее название реформации или протестантизма. Оно вызвало в Католической Церкви сильную реакцию, которая касалась, с одной стороны, искоренения внутренних недостатков, а с другой – уточнения католического вероисповедания.…Подробнее

В начале XVII в. Греческая Церковь пережила кризис в связи с делом патриарха Кирилла (Лукариса). Последний был близок к кальвинизму и был поставлен в патриархи при содействии послов протестантских держав (Англии и Голландии). Но, в связи с постоянно меняющейся политикой…Подробнее

В результате войн и революций последнего столетия в жизни Православных Церквей произошли большие перемены. После изгнания греков из Малой Азии Константинопольский Патриархат потерял значительную часть своих епархий. Весьма многочисленное православное население Турции сосредоточилось…Подробнее