Неделя 37-я по Пятидесятнице. Попразднство Сретения Господня. Мц. Агафии

В воскресенье 18 февраля Церковь продолжает молитвенно вспоминать события праздника Сретения Господня, а кроме того чтит память мучениц Агафии Панормской и Феодулии, мучеников Макария, Елладия, Евагрия и святителя Феодосия, архиепископа Черниговского. Наши молитвы в этот день обращены также к преподобномученику Николаю Цикуре, преподобномученице Александре Каспаровой и мученику Михаилу Амелюшкину. Особо почитаются в этот день иконы Божией Матери «Взыскание погибших», Дивногорская-Сицилийская и Елецкая-Черниговская.

Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г.
Ватиканская библиотека. Рим

Святая мученица Агафия жила в третьем веке на острове Сицилия. Она была дочерью именитых и богатых христиан. Во время гонений императора Дэкия градоправитель города Катана прослышал о богатстве и красоте Агафии и приказал привести ее на суд. В Катане христианку поместили у одной богатой женщины, воспитывавшей пятерых дочерей. Девушки хвастались нарядами, наперебой заказывали вкусные угощения, устраивали праздники и изысканные развлечения. Они стремились показать Агафии как сладко жить в удовольствие, потакать всем своим желаниям. Жалея свою сверстницу, они убеждали ее принести жертву языческим богам. Агафия не поддалась на соблазны, на допросах она отказалась предать свою веру. Тогда девушку подвергли жестоким пыткам. Но в темнице страдалице явился святой апостол Петр и исцелил ее от ран. Когда ее вновь привели на суд, Агафия была невредима. Пытки решено было продолжить. Внезапно в городе началось землетрясение. Перепуганные жители прибежали к градоначальнику, требуя, чтобы он прекратил пытки. Опасаясь народного возмущения, тот отослал святую обратно в темницу. Там мученица Агафия мирно предала дух свой Богу.


Слово в неделю о Закхее

Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он; но не мог за народом, потому что мал был ростом. И, забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее (Лк. 19, 1-4).

Мытарями назывались сборщики податей. Они не получали за свою работу никакого жалования, им предоставлялось добывать для себя деньги неправедным путем при сборе пошлин. Они были жестоки, сребролюбивы и корыстолюбивы, грабили народ, и народ ненавидел их. И даже само слово «мытарь» для людей было синонимом слова «грешник».

Неделя о Закхее

А Закхей был начальником мытарей, и на него еще больше, чем на рядовых мытарей, обрушивалась ненависть народа. И вот, этот грешный человек возгорелся желанием увидеть Господа Иисуса Христа, о Котором он так много слышал. Когда Господь поравнялся с деревом, на котором сидел Закхей, Он вдруг остановился и сказал: «Закхей, поскорей слезай с дерева и иди домой, ибо Мне надлежит сегодня быть у тебя».

Почему Господь, проходя сквозь огромную толпу народа, вдруг обратил Свое внимание на Закхея? Почему назвал его по имени? Потому что Господь, как Всеведущий, не только знал Закхея по имени, но знал и сердце его, и его желания.

Что же происходило в душе Закхея? Как чувствуют себя люди, которые, подобно ему, живут неправдой, Бога не боятся и никого не стыдятся (ср. Лк. 18, 2)? Их грешная душа не знает покоя ни днем, ни ночью. Как тяжело им выносить презрение и ненависть народа! Сердце их непрестанно, как злой червь, точит их собственная совесть. Но страсть сребролюбия все заглушает: «Пусть презирают нас, — говорят они, — зато мы богаты. У нас все есть».

Легка ли такая жизнь? Нет, она очень тяжела. Тяжело всегда заглушать голос совести. Тяжело сносить гнет ненависти и презрения народного. Такова была душа и несчастного Закхея.

Но почему он так сильно желал увидеть Господа Иисуса Христа, почему влез на смоковницу, чтобы хоть издали взглянуть на Него? Из простого любопытства? Нет, он чувствовал и знал, как Велик и Свят Господь Иисус Христос. Он слышал о Его великих чудесах, о возвращении зрения слепым, о воскрешении мертвых, и его грешная душа трепетала.

Не простое любопытство влекло его, а сильное желание — хотя бы только взглянуть на Святейшего святых, на Того, Кто так бесконечно противоположен черноте и неправде его собственной души. Грешная совесть его была как никогда глубоко встревожена. Он стремился увидеть чудесного Пророка, подобного Которому мир еще не видел. И в сердце своем он помышлял: «А что же я, грешный, неужели и дальше буду коснеть в такой окаянной жизни, за которую люди меня ненавидят и презирают?»

А Господь знал, какой перелом произошел в его грешной душе, знал, что эту душу не трудно спасти. Именно поэтому и намеревался Он прийти в дом Закхея.

Закхей быстро слез с дерева и побежал домой, чтобы принять Господа Иисуса Христа. И затем, потрясенный посещением Христовым, стал перед Ним и, сразу и решительно отказавшись от своего сребролюбия, сказал: Господи, половину имения моего я отдам нищим, и если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк. 19, 8).

Вот пример глубокого покаяния. Вот как глубоко потрясло душу этого грешного человека Божественное посещение. Как к нему, такому окаянному грешнику, презираемому людьми, именно к нему пришел Сам Господь Иисус Христос?! Что же ответил Господь? Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19, 9).

Итак, Закхей, грешный человек, движимый внутренней потребностью в духовном возрождении, стал искать встречи со Христом. И эта встреча произошла, принеся его дому спасение. На примере Закхея святая Церковь призывает нас взыскать Господа, оживить в своей душе страх Божий осознанием своей греховности и потребности покаяния и обновления.

А разве у нас мало грехов, разве мы не должны всем сердцем покаяться, подобно Закхею, и так же, как и он, вернуть долги обиженным нами? Да будет нам всегда примером это обращение начальника мытарей. Постараемся и мы, когда невидимо посетит нас Господь, принять Его так, как принял Закхей, и удостоиться тех же слов, которые услышал он. Аминь.

Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)


Тропарь мученице Агафии Панормской (Палермской), глас 4

Агница Твоя́, Иису́се, Ага́фия,/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́,/ и Тебе́ и́щущи страда́льчествую,/ и сраспина́юся и спогреба́юся Креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди, я́ко да ца́рствую в Тебе́,/ и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю,/ но я́ко же́ртву непоро́чную приими́ мя, с любо́вию поже́ршуюся Тебе́.// Тоя́ моли́твами, я́ко Ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак мученице Агафии Панормской (Палермской), глас 4

Да украси́тся днесь Це́рковь порфи́рою сла́вною, омоче́ною от чи́стых крове́й Ага́фии му́ченицы:// ра́дуйся, вопию́щи, Ката́нская похвало́.


ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

Утр. – Лк.24:1–12 (зач. 112). Лит. – Недели 32-й: 1Тим.4:9–15 (зач. 285 от полу́). Лк.19:1–10 (о Закхее)* (зач. 94).


ЦИТАТА ДНЯ

Как скажешь: «Все святые, молите Бога о мне!» – так все святые воскликнут на небе: «Господи, помилуй!» – и будет тебе приобретение.

Нектарий Оптинский (Тихонов)