Рождественский пост

Прожить долгую и холодную зиму в России и не предаться унынию – настоящий подвиг. Христианам это дается проще, потому что их зимнюю дорогу освещает яркая звезда, праздник, до которого с замиранием сердца считаешь дни, – Рождество Христово. Вершина зимы, а перед ней – испытаение для тела и духа – строгий Рождественский пост. Мы собрали самые распространенные вопросы об этом посте, ответы на которые помогут православному человеку подготовиться к Рождеству.

Даты Рождественского поста

Время Рождественского поста – это ровно 40 дней. Пост начинается 28 ноября по новому стилю и продолжается до 6 января включительно. В ночь на 7 января христиане заканчивают поститься и встречают вершину поста, его главную цель и смысл – Рождество Господа нашего Иисуса Христа. В каждом посте, в том числе в Рождественском, существует заговенье, иначе – канун поста. Оно приходится на 27 ноября, это день, в который Православная Церковь вспоминает жизнь святого апостола Филиппа. Именно в честь него Рождественский пост еще именуют Филипповым (по-народному Филипповки). Если заговенье попадает на однодневные посты (среду или пятницу), то оно перемещается на предыдущий день – 26 ноября.

Зачем нужен Рождественский пост

Рождественский пост — это время для возрастания в Боге, для усердной молитвы и добрых дел. Все ограничения, которые верующий человек накладывает на себя добровольно — гастрономический пост, отказ от развлечений — нужны не как самоцель, не как своеобразное аскетическое упражнение, а как подготовка к великому празднику — Рождеству Христову. Радостному дню, когда Иисус Христос родился от Девы Марии, когда весь мир ликует, приветствуя Спасителя. Мы постимся, чтобы войти в этот день чистыми, свободными от суеты и всего, что вредит нашей душе.

Календарь питания: что можно есть в Рождественский пост

Рождественский пост — строгий. В этот период православные христиане воздерживаются от мясных, молочных продуктов и от яиц. По поводу вкушения рыбы есть правила разной строгости. Согласно самому мягкому уставу, рыбу можно есть во все дни, кроме среды и пятницы. В среду и пятницу также нельзя пить вино, а пищу надо есть без масла — это называется сухоядение.

На Рождественский пост приходится Новый Год. Православным христианам лучше в этот светских праздник не отходить от поста. При это ни в коем случае не надо осуждать родных и друзей, которые, в отличие от вас, не постятся. Лучше поставить на новогодний стол и постные, и скоромные блюда, чтобы сохранить мир в семье и своим осуждением не отвратить домочадцев от веры.

Кроме того, даже соблюдая все гастрономические строгости поста, надо не забывать, что эти сорок дней в первую очередь — для духа, а не для тела. И одни ограничения в еде — без духовной работы, без искренней молитвы, без помощи ближним — не принесут добрых плодов.

История Рождественского поста

Рождественский пост христиане начали выделять как отдельный и многодневный с IV века. Мы находим упоминания об этом посте в трудах блаженного Августина, святителей Амвросия Медиоланского и Льва Великого.

Сорокадневным пост стал после собора 1166 года, который состоялся при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле.

Что такое Рождественский сочельник

Последний день Рождественского поста называют Сочельник. Это слово произошло от названия блюда — сочиво. Сочиво готовится из зерен пшеницы, чечевицы или риса в память о посте пророка Даниила и трех отроков, которые питались от семян земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы (Дан 1, 8). Этих святых православные христиане молитвенно вспоминают как раз перед праздником Рождества Христова.

По церковному уставу сочиво едят вечером 6 января после полного воздержания от пищи в течение всего дня.

До какого события продолжается Рождественский пост?

О том, до какого события продолжается Рождественский пост, мы можем догадаться из самого его названия. Рождество — вот точка, в которой заканчивается этот долгий сорокадневный период. Длится этот пост с 28 ноября до 6 января включительно.

7 января Православная Церковь празднует Рождество Иисуса Христа, великий праздник, который напоминает нам о дне, когда Спаситель пришел в мир — родился от Девы Марии в городе Вифлееме.

Народные традиции Рождественского поста

На Руси Рождественский пост называли также Филипповки. Дело в том, что заговенье (последний день вкушения мясной пищи перед началом одного из трех — Рождественского, Петрова, Успенского — многодневных постов) выпадало на день памяти святого апостола Филиппа — 27 ноября по новому стилю.

У Филиппова дня были и другие названия: Куделица, Заговенье, Запусты или Запуски у белорусов, Филипп. Куделица — первая неделя прядения в Филиппов пост. Женщины по вечерам и ночью при лучине чесали, дергали, сучили, наматывали пряжу и приговаривали: «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи». «Прялка не Бог, а рубаху дает», «Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом», «Не ленись прясть, хорошо оденешься».

На Куделицы в деревнях играли последние перед постом свадьбы: жениться и выходить замуж во время поста Церковь не благословляла. С Филиппова дня начинается «волчий месяц»: волки сбивались в стаи и подбирались близко к избам.

Подготовка к Причащению в Рождественский пост

Подготовка к Причащению в Рождественский пост, по сути, не отличается от обычной подготовки к этому Таинству. Но есть в ней и свой, особый смысл. Когда христианин находится в процессе подготовки к великому празднику, когда он день за днем настраивается на духовный лад, когда ограничивает себя в еде и удовольствиях, Причастие часто становится еще глубже, еще важнее для него.

О Причастии Рождественский постом прекрасно сказал в проповеди митрополит Сурожский Антоний: «Пост не означает, что нужно еще настойчивее, чем обычно, попрошайничать у Бога; пост не означает, что нужно приходить к Причастию чаще обычного. Пост — это время, когда мы должны встать перед лицом суда Божия, вслушаться в голос своей совести — и воздержаться от Причастия, если мы не можем приобщиться достойно. А приобщиться достойно означает, что перед каждым Причащением мы должны примириться с теми, с кем мы в раздоре; мы должны остановиться на помышлениях нашего ума и сердца, обличающих нас в измене Богу и в неверности людям — и сделать что-то в этом направлении; мы должны примириться с Богом Живым, дабы не оказалось, что Он умирал за нас напрасно. Поэтому задача наша сейчас состоит в том, чтобы глубоко задуматься о себе самих, подвергнуть себя беспощадному, строгому суду и подойти к Приобщению через исповедь, через покаяние, через тщательное испытание собственной жизни».

Cуть рождественского поста

Суть Рождественского поста, безусловно, состоит не только в органичениях в еде, хотя они тоже важны. Начиная с поста гастрономического, телесного, христианин продвигается в духовном делании – учится быть ответственным за свою жизнь через сознательное самоограничение. Пост в еде – не самоцель, а лишь средство к возрастанию во Христе, еще один шаг к Господу и исполнению Его заповедей.

Рождественский пост еще называют Филипповым, а в просторечии Филипповки. Почему Филиппов? Дело в том, что канун поста (который называют заговенье) выпадает на день памяти святого апостола Филиппа – 27 ноября по новому стилю.

Это православный пост, который был установленн в честь одного из величайших событий в истории нашей веры – Рождества Христова, дня, когда Спаситель пришел в мир, чтобы раз и навсегда преобразить его и каждого из нас.

Рождественский пост длится с 28 ноября по 6 января включительно – по новому стилю. Это последний многодневный пост в году, который завершает календарный год и готовит нас к Рождеству. Этот пост продолжается сорок дней, как и Великий пост. Кстати, именно по этой причине его тоже, как и Великий, называют Четыредесятницей.

Чтобы лучше понять суть Рождественского поста, каждому христианину стоит прочитать тропарь и кондак праздника Рождества Христова, а еще лучше – изучить всю праздничную службу, не забыв про перевод с церковнославянского – чтобы, действительно, понимать, о чем поется в храме.


Тропарь, глас 4-й:
Рождество Твое, Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума,
в нем бо звездам служащии
звездою учахуся,
Тебе кланятися Солнцу Правды
и Тебе ведети с высоты востока:
Господи, слава Тебе!

Кондак, глас 3-й:
Дева днесь Пресущественнаго раждает,
и земля вертеп Неприступному приносит:
ангели с пастырьми славословят,
волсви же со звездою путешествуют:
нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.



Источник www.foma.ru